Основная стратегия колыбельных песен всех народов — укачивание, успокаивание, убаюкивание и усыпление ребенка. В них отсутствуют резкие звуки: звуковой ряд построен на однообразных, монотонно-мелодичных мотивах. В такт песне синхронны и движения самой колыбели.
Как правило, казахские колыбельные исполняются вполголоса, что сближает их с магическими заговорами, заклинаниями и даже причитаниями (жоқтау), а ритмическое повторение некоторых «кодовых» слов: әлди-әлди (типа алтайских бай-бай) усиливает медитативную функцию песни.В тексте тюркских колыбельных встречаются моменты использования заговорных формул – благопожеланий, пожеланий счастливой и богатой жизни младенцу. Некоторые колыбельные оформляются в виде обращения-вопроса («менің балам қайда екен?» — «асқар — асқар тауда екен»), что возводит их к древнейшему виду песен-загадок. В наиболее древних типах колыбельных встречаются обращения к персонажам Высшего мира (например, богине Умай), а также мотивы сравнения младенца с сакральными животными и птицами, объектами природы. Колыбельные, как и обряды, выполняли функцию охранительную жизни ребенка, поскольку он воспринимался как существо, находящееся в переходном статусе – Срединном мире.